Фотография в современном искусстве

James Welling, Glass House, 2006 - 2010
Совместная программа с фотолабораторией PERSPEKTIVA
История, теория и ваша практика — в одной мастерской, которая включает два типа занятий. Первая неделя — лекции по истории и теории фотографии. Каждая вторая неделя — практическое занятие, сфокусированное на совместном обсуждении проектов под руководством куратора. В ходе группового обсуждения каждый студент получает индивидуальные комментарии для дальнейшей работы над проектом.

Кому подходит

Программа ориентирована на авторов, заинтересованных в создании фотографических проектов и формировании собственного визуального языка.

Чему научитесь

Вы научитесь глубже понимать и анализировать актуальные направления фотографии, работать над проектами самостоятельно и формулировать идеи в форме визуальных высказываний.


Курс рассчитан на 24 занятия по 2,5 часа, всего — 60 астрономических часов. Вас ждут 13 лекций (33 часа) для освоения теории и 11 практических занятий (28 часов), где участники формулируют идеи и готовят проекты к презентации.

Программа мастерской

11, 18 октября 

Обзорная лекция: модернистские течения в фотографии (Новое видение и др.) и переход к постмодернистскому дискурсу.

Практика: знакомство со слушателями курса, обсуждение идей проектов и первого домашнего задания.

25 октября, 1 ноября

Лекция: От документа к объекту искусства: трансформация контекстов фотографии (с начала 20-го века).

Практика: каждый участник показывает группе подготовленный материал, методом коллективного обсуждения находим идеи и методы для работы над выбранной темой.

8, 15 ноября 

Лекция: Концептуальная фотография: приоритет смысла над эстетикой и техникой.

Практика: к этому занятию участники готовят возникающие в ходе работы вопросы по техническим особенностям и визуальной форме материала для обсуждения.

22, 29 ноября 

Лекция I: Техника и технология съемки. 

Цифровые и пленочная камеры: особенности съемки и отличия. Средний формат, крупный формат. Объективы. Диафрагма и глубина резкости. Выдержка и использование штатива. Светочувствительность (ISO). Экспозиция и гистограмма. Характер освещения. Баланс белого. Форматы изображений. 

Лекция II: Обработка изображений.

Базовые приемы обработки изображений в программах: Lightroom и Photoshop. Систематизация архива художника, подготовка снимков к печати.

6, 13 декабря

Лекция: Фотография ландшафта: Новый пейзаж и «Новая топография».

Практика: ответы на дополнительные вопросы по технике и обработке, хранению архива, обсуждение домашнего задания, работа над проектами. 


20, 27 декабря 

Лекционная часть: Дюссельдорфская школа и немецкая фотография. 

Практика: начало работы с последовательностью в Figma и текстами к работам. С этой встречи особое внимание будет уделяется связи визуального и вербального компонентов проекта — как формулировать идеи, описывать замысел и готовить авторский текст к презентации.

10, 17 января 

Лекция: Проекты о частной и повседневной жизни. 

Практика: обсуждение проектов, работа с последовательностью в Figma и текстами к проектам.


24, 31 января 

Лекция: Документальная фотография: новые приёмы интерпретации

Практика: продолжение работы над последовательностью в проектах и текстами к ним. 



7, 14 февраля

Лекция: Конструирование реальности. 

Практика: обсуждение проектов, работа с последовательностью в Figma и текстами к проектам. 

21, 28 февраля

Лекция: Абстрактная фотография: смещение акцента от символической репрезентации к чистому образу.

Практика: подготовка проектов и текстов к финальной форме презентации. 


7, 14 марта

Лекция: Телесность: репрезентация и символика в фотографии.

Практика: подготовка проектов и текстов к финальной форме презентации. 

21, 28 марта

Лекция: Портфолио художника, работающего с фотографией.

Практика: защита проектов. 
куратор Евгения Соломатина

Художник, основной медиум — фотография. Также использует видео и инсталляцию. Работа над проектами складывается из интереса к пространству памяти и переходным состояниям — личным и социальным. В поисках визуальных образов и их формы обращается к альтернативным фотопроцессам. В произведениях опирается на способность изображения вызывать впечатление, которые зритель может соотнести с личным опытом.

Окончила Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, «Свободные мастерские» ММСИ, программы — «Новейшее искусство» и «Школа кураторов».


Принять участие в мастерской

«Фотография в современном искусстве» — это совместная программа с PERSPEKTIVA. Оплатите участие и запишитесь на сайте фотолаборатории.

Специальная цена до 15 сентября → 67 500₽ вместо 75 000₽